Оценка морских и речных судов
При оценке морских и речных судов, оценщик сталкивается с большим разнообразием типов и видов объектов оценки. Основные виды классификации судов - это классификация по характеру эксплуатации и классификация по техническим (конструкционным) признакам. По характеру эксплуатации различают строящиеся, находящиеся в эксплуатации, выведенные из эксплуатации и аварийные суда.
По техническим (конструкционным) признакам различают суда:
• морские, речные или смешанного плавания;
• водоизмещающие и нетрадиционные скоростные;
• самоходные и буксируемые.
Кроме того, существует классификация по назначению судов:
• транспортные суда (для перевозки грузов и (или) пассажиров);
• суда технического флота;
• промысловые и перерабатывающие суда;
• служебно-вспомогательные и обслуживающие суда;
• культурно-бытовые, спортивные, прогулочные суда.
Как правило, основными целями проведения оценки морских и речных судов являются:
• Проведение сделки покупки - продажи судна;
• Передача судна в залог в качестве обеспечения обязательств заемщика;
• Правильное отражение стоимости судна в бухгалтерской отчетности.
При проведении оценки, в зависимости от характера использования судна, оценщики обычно выделяют следующие категории судов:
• суда, используемые собственником в коммерческих целях в основной деятельности предприятия;
• суда, используемые собственником для обеспечения вспомогательной функции в основной деятельности предприятия;
• суда, используемые в некоммерческих (личных) целях;
• суда, используемые в качестве объекта инвестиций;
• строящиеся (недостроенные) суда;
• полностью оборудованные суда, функционирующие как самостоятельный бизнес;
• суда, находящиеся во владении, но никак не используемые собственником.
При оценке судна обычно определяется его рыночная стоимость, хотя из этого правила бывают и исключения. Так, при оценке судна в случае его залога, когда известно, что реализация судна будет проходить в условиях дефицита времени, может быть оценена так называемая стоимость ограниченной реализации судна. В случае, когда судно непригодно к эксплуатации и не подлежит восстановлению, определяется скраповая стоимость судна, то есть стоимость металлолома с учетом расходов по разделке судна.
При оценке судна для целей правильного отражения его стоимости в бухгалтерской отчетности, выбор стандарта стоимости обычно диктуется требованиями действующего законодательства и стандартов применяемой на предприятии системы бухгалтерского учета. Перед тем как приступить непосредственно к оценке судна, оценщик проводит его техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование судна заключается в проведении подготовительных работ, технического обследования, анализа и оформления результатов освидетельствования.
В состав подготовительных работ по техническому освидетельствованию судна входит предварительное ознакомление с судном и анализ документов по предыдущим освидетельствованиям судна, если таковые производились. Основным содержанием технического обследования судна является сбор фактических данных о технических характеристиках и фактическом состоянии судна. При этом оценщик устанавливает:
• тип основных конструктивных элементов судна;
• виды основных конструкционных материалов, примененных при постройке судна;
• вид и состав оборудования и механизмов, входящих в комплект судна;
• техническое состояние судна в целом, а также его основных конструктивных элементов в отдельности.
Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки морского или речного судна:
• Год, место постройки судна;
• Класс регистра, регистровый номер судна;
• Назначение судна;
• Наименование реквизиты собственника судна;
• Правоустанавливающие документы на судно;
• Балансовая справка о полной и остаточной стоимости (если собственником судна является юридическое лицо);
• Длина, ширина, высота борта, осадка судна;
• Водоизмещение судна;
• Дедвейт;
• Вместимость судна;
• Автономность плавания судна по запасам топлива;
• Количество палуб и водонепроницаемых переборок на судне;
• Назначение, температура, объем трюма судна;
• Количество и размеры грузовых люков;
• Судовые запасы (топливо, пресная вода, балласт, твердый);
• Главный двигатель судна (тип, марка, мощность);
• Вспомогательные и аварийные двигатели судна (тип, марка, мощность);
• Движители судна (тип, количество, материал);
• Главный редуктор (марка);
• Котлы судна (количество, производительность, давление);
• Краткие характеристики судовых устройств (грузовое устройство, лебедки, якорное, рулевое);
• Спасательные средства на судне (тип, марка, количество, вместимость);
• Промысловое оборудование на судне (если есть);
• Источники энергии судовой сети;
• Автоматизация судна.
|