ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (НМА)

Оценка деловой репутации (гудвилл)

Как правило, потребность в оценке деловой репутации компании появляется в тех случаях, когда необходимо решить определенную конкретную задачу, связанную с использованием имущественных прав на данное предприятие (компанию, фирму). Необходимость оценки деловой репутации обусловлена целью использования имущественных прав.
Что такое оценка репутации фирмы?

Деловая репутация компании в структуре нематериальных активов выделена в отдельную строку (понятие) в соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ. Деловая репутация, или гудвилл (оригинальное словосочетание на английском языке "good will") в деловом мире рассматривается с двух разных позиций. Одни специалисты привыкли считать, что гудвилл - это стоимость практически всех нематериальных активов компании, другая точка зрения заключается в том, что гудвилл определяется как величина, на которую стоимость предприятия (бизнеса компании) превосходит стоимость его материальных активов, а также той части нематериальных активов, которые проведены в бухгалтерской отчетности (отражены в сводном балансе предприятия).

В процессе оценки деловой репутации компании (предприятия), понятие "гудвилл" принимается во втором смысле (значении). Гудвилл возникает тогда, когда компания получает высокие прибыли, причем в течение довольно длительного интервала времени (то есть, компания отличается стабильностью), когда доход компании на активы (или на собственный капитал) выше среднего показателя по отрасли, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл, как экономический показатель, принимается на баланс только во время смены владельца предприятия.

Основные свойства деловой репутации (гуд-вилл) фирмы
• Существует только при наличии избыточной прибыли (выше, чем в среднем по своему сегменту рынка)
• Не может быть отделена от компании (действующего предприятия), как следствие, не может быть продана самостоятельно, в отдельности от предприятия

Необходимо отметить, что в ряде случаев стоимость деловой репутации фирмы может значительно превышать стоимость балансовых активов предприятия. Потому, при сделках купли-продажи действующего бизнеса, необходимо проводить качественную оценку деловой репутации фирмы. Это обязательное условие для выявления справедливой рыночной цены, которая устроит как покупателя компании (предприятия), так и продавца.

Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки деловой репутации предприятия

• Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации) предприятия;
• Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для предприятий в форме акционерных обществ);
• Виды деятельности предприятия и его организационная структура;
• Краткое описания сегмента рынка, где действует предприятие и конкурентной среды; 
• Копии правоустанавливающих документов на недвижимое имущество предприятия (если есть); 
• Бухгалтерская отчетность предприятия за последние 3 - 5 лет (или возможное количество предшествующих периодов) - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;
• Аудиторские заключения (если проводилась аудиторская проверка) по предоставленной бухгалтерской отчетности предприятия; 
• Перечень основных средств предприятия на дату оценки; 
• Данные обо всех активах предприятия (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях и пр., нематериальных активах - патентах, лицензиях) с расшифровкой;
• Расшифровка дебиторской задолженности предприятия; 
• Информация о наличии дочерних компаний (если есть) и финансовая документация по ним; 
• Краткий бизнес-план на ближайшие 3 - 5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли и т.п. - по годам. Бизнес-план должен быть одобрен руководителем предприятия.

Указанные документы для оценки деловой репутации (гудвилл) должны быть предоставлены в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица предприятия, либо нотариально.

 

ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА

ОЦЕНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (НМА)

ПРОЧАЯ ОЦЕНКА